Nudge technologies, основные принципы.
Nudge technologies – это комплекс «мягких» способов влиять на поведение людей ради их же блага. «Мягких» способов множество: убеждение, создание безусловных ценностей и апеллирование к ним, формирование общественного мнения, частые напоминания, добавление услуг по умолчанию, награды за достижения, программы лояльности и так далее и так далее.
Подталкивание подчиняется принципу либертарианского патернализма в том смысле, что оно сохраняет свободу выбора, в то же время дает архитекторам выбора возможность влиять на поведение людей, ради их же блага.
Подталкивание – это любой аспект архитектуры выбора, который изменяет поведение людей предсказуемым образом, не запрещая какие-либо варианты или существенно не меняя их экономические стимулы. Чтобы считаться простым подталкиванием, вмешательство должно быть простым и дешевым, чтобы его можно было избежать. Подталкивания – это не закон. Положить фрукты на уровень глаз считается толчком. Запрет нездоровой пищи – нет.
Повышение цен на сигареты – подталкивание. Запрет курения – нет.
Распространение информации о бережном отношении к окружающему миру и экологии – подталкивание. Штраф за мусор, брошенный в парке – нет.
Подталкивание /Nudge technologies/ основано на идее, что у людей есть два способа мышления: автоматический и рефлексивный.
Рефлексивное мышление позволяет нам принимать рациональные решения, по возможности объективно учитывая все за и против. Но это трудоемкий процесс, требующий усилий, знаний и воли.
Автоматическое мышление позволяет нам принимать быстрые решения с минимальным умственным напряжением (или без него, просто по привычке).
Повседневная жизнь каждого человека во многом состоит из привычных, рутинных действий и все мы используем автоматические способы принятия решений.
Но в комплекс «автоматические действия» входят не только привычные действия (то, что мы делаем изо дня в день), но и то, что мы делаем с помощью эвристики, т.е. копируя действия окружающих. Например, когда мы не уверены, как действовать в данной ситуации, мы можем смотреть на то, что делают другие, заменяя недоступную информацию подсказкой из окружающей среды.
Согласно теории Канемана 80% наших действий – это автоматические действия. Nudge technologies предполагают, что мы можем использовать наши знания о том, как люди ошибаются, чтобы разрабатывать системы и правила, которые направляют людей к принятию более правильных решений, ведению более здорового образа жизни и формированию благотворных привычек.
В каком-то смысле мода, традиции, образование, воспитание и законодательство – это nudge technologies. Возникает закономерный вопрос – а почему мы вдруг заговорили об этих методах как о чем-то революционном?
Причина в широком распространении интерактивных технологий. Именно этот процесс выводит nudge technologies на новый уровень.